Химические свойства солей – урок химии в 9 классе

Наглядно-демонстрационные материалы:
Периодическая система, таблица “Действие индикаторов на растворы”
Вводная часть:
Цели урока: обобщение знаний учащихся IX класса о химических свойствах солей в свете представлений об электролитической диссоциации, ознакомление с ролью воды как активной внутренней среды организма и непосредственного участника многих биохимических процессов.
Основная часть:
Ход урока
Предлагаем учащимся отправиться в удивительную экспедицию с целью рассмотреть химические свойства солей, определить роль/ воды в живой и неживой природе.
Станция «Теоретическая»
Предлагаем учащимся ответить на вопросы.
Какую группу веществ называют солями?
Какие классификационные группы солей выделяют в химии?
Что такое электролит?
В чем сущность процесса электролитической диссоциации?
Что происходит с солями в водном растворе?

На какие ионы диссоциируют соли?
Дайте определение понятиям «катион»
и «анион».
Какими путями соли попадают в организм человека?
В каком состоянии находятся соли в организме? Почему?
Для того чтобы ответить на последний вопрос, предлагаем учащимся вспомнить из курса биологии, сколько воды содержится в клетках живых организмов. Это позволяет учащимся сделать вывод: в водной среде организма идут процессы электролитической диссоциации, поэтомухоли находятся в организме в виде ионов. Значит, для функционирования организма необходимы ионы, например катионы микроэлементов — К+, Са2+, №2+, Со2+, Zп2+.
Станция «Лаборатория учителя»
Учащиеся записывают в тетрадях тему урока. Затем предлагаем им вспомнить химические свойства солей.
Учитель проводит демонстрационный эксперимент «Взаимодействие солей с кислотами, щелочами, другими солями».
Учащиеся записывают уравнения химических реакций в молекулярном и ионном видах, определяют их тип, указывают признаки химических реакций и причины протекания реакций ионного обмена до конца.
Станция «Я – исследователь»
Ставим перед учащимися задачу выяснить, какие химические элементы попадают в организм вместе с водой, содержащей соли. На столах учащихся находятся стаканы с пробами воды. Необходимо определить, какие катионы и анионы содержатся в данных образцах.
Учащиеся определяют наличие в выданных образцах ионов СГ, 50^, РО^, Са2+, М§2+. Результаты заносят в таблицу.

Номер пробы Наблюдения и выводы Уравнения реакций в молекулярном и ионном видах

Первый ряд исследует дистиллированную воду.
По окончании опытов задаем вопросы.
Как называется такая вода?
Можно ли такую воду употреблять в пищу?
Вода благоволила литься.
Она блистала столь чиста,
Что ни напиться, ни умыться,
И это было неспроста.
Ей не хватало ила, тала
И горечи цветущих роз.
Ей водорослей не хватало
И рыбы, жирной от стрекоз.
Ей не хватало быть волнистой,
Ей не хватало течь везде,
Ей жизни не хватало, чистой,
Дистиллированной воде!
Л. Мартынов
Второй ряд исследует водопроводную воду.
На войне, в пыли холодной,
В летний зной и холода
Лучше нет простой, природной,
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда —
Лучше нет воды холодной.
А. Твардовский
Третья проба, которую исследует третий ряд, отличается повышенным содержанием солей. Это минеральная вода.
Можно ли постоянно употреблять такую воду?
Какое действие на организм окажет такая вода, если в избыточном количестве в организм будут поступать соли?
Станция «Эксперимент продолжается»
Учащиеся рассматривают семена фасоли, проросшие на водопроводной воде и на минеральной воде. Обсуждаем результаты исследования и делаем вывод: высокое содержание солей в воде оказывает отрицательное действие на организм как растений, так и животных. Затем рассказываем о значении некоторых ионов (К+, Nа+, Сl -, Са2+, PO4 3-)для организма.
Станция «Прощальная»
Предлагаем учащимся вопросы на повторение и закрепление пройденного.
Для чего нужна вода организмам?
В каком состоянии соли попадают в живую клетку?
Какое действие оказывают ионы на организм?
Почему при повышенной кислотности желудочного сока рекомендуется пить раствор питьевой соды NaНС03? Подтвердите ответ уравнением реакции.
Завершающая часть:
Подводим итоги урока: учащиеся вспомнили химические свойства солей, качественные реакции на некоторые ионы, учились исследовать солевой состав тех водных сред, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, познакомились с влиянием ионов, образующихся при электролитической диссоциации солей, на организмы.
Домашнее задание:
Первого уровня: Параграф 10
Ну а если искать уроки химии, то вы их также немало найдете на сайтах, таких, как наши Уроки в школе.
Этот урок, кстати, вы скачать бесплатно можете по ссылке чуть ниже этой строки:
Свойства солей – урок химии в 9 классе скачать бесплатно в архиве

Эта запись была опубликована в рубрике Химия и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.