Урок химии в 11 классе обобщение темы Химическая связь

химические связиНаглядно-демонстрационные материалы:
Таблица “Виды связи”
Вводная часть:
Обобщающий урок в 11-м классе по теме «Химическая связь» я провожу в форме диалога с учащимися, обсуждая извечные философские вопросы «Что?», «Почему?», «Зачем?» и «Как?», “Что?”
Начинаем этот разговор, зачитывая небольшой отрывок из известной сказки французского писателя А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», утверждающей красоту человеческих отношений. В отрывке описано, как Маленький принц встречается с Лисом на планете Земля.

Таким образом, образовательные центры проводят тренинги, семинары и курсы повышения, а такие сайты, как наш, предлагют уроки в школе для учителей и учащихся!
Учащиеся обращают внимание на следующие строки из отрывка:
«— А как это — приручить?
— Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: создать узы»? Как вы думаете, какое отношение этот отрывок имеет к теме нашего урока? (Учащиеся в ходе рассуждений приходят к выводу, что в обоих случаях речь идёт о связях.)
О какой связи шла речь в диалоге Лиса и Маленького принца? (О дружеской.)
А какие ещё связи вам известны? (Сотовая, родственная, телефонная, Интернет, супружеская, любовная, преступная и т. д.)
Какие связи наиболее значимы для вас? (Учащиеся записывают число, тему урока и указывают на полях тетрадей наиболее значимые для себя виды связей.)
Что такое связи? Каким одним ёмким словом можно было бы заменить все перечисленные связи?
Пока учащиеся размышляют, рассказываю, как древние греки представляли себе химическую связь. Древнегреческий мыслитель Эпикур считал, что между атомами существуют некие крючочки (показываю два кулака и согнутые указательные пальцы обеих рук), посредством которых атомы удерживались друг возле друга. Чтобы разъединить связанные атомы, нужно приложить усилие (демонстрирую сцепленные кулаки). Школьники приходят к выводу, что связи — это сила.
Что же такое химическая связь? (Это силы между атомами в молекулах, ионами в кристаллах.)
А в чём сила человека? (Учащиеся дают самые разные варианты ответов. Например: в красоте, уме, физическом превосходстве и т. д.)
•Рассказываю, что, по мнению китайского философа Лао-Цзы, человек входит в жизнь мягким и слабым, а умирает жёстким и крепким. Все живые существа и растения входят в жизнь мягкими и нежными, а умирают засохшими и жёсткими. Мягкость и гибкость — символы жизни. Жёсткость и сила — спутники смерти.
А есть ли в природе вещество, сочетающее эти качества?
Основная часть:
Демонстрирую фрагмент фильма «Тайны воды».
«Во всём мире нет ничего более мягкого и податливого, чем вода. Но она точит твёрдое и крепкое. Никто не может её одолеть, хотя любой может её победить. Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твёрдое. Все это знают, но никто не осмеливается действовать так», — писал о воде Лао-Цзы более двух с половиной тысячелетий назад.
Только ли воде, а может быть, вовсе и не ей посвятил мудрец эти проникновенные строки?
Учащиеся, размышляя, вместе с учителем приходят к выводу о том, что побеждать других можно только разумом. Разум — самое мягкое и в то же время самое действенное орудие. Грубая сила вызывает отпор, а терпеливость и снисходительность заставляют задуматься и понять. «Кто знает других — тот умён. Кто знает самого себя — тот мудр>> — эта древняя мысль — подлинное начало любой философии.
Почему?
В чём причина возникновения любых связей: сотовых, дружеских, семейных и т. д.? (Это нужно, необходимо.)
Как же и почему происходит соединение нейтральных атомов?
Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два протона — два ядра атома водорода.
Как они будут взаимодействовать? (Они будут отталкиваться, так как заряжены одноимённо.)
Поместим между ними электрон. Что произойдёт? (Оба протона к нему притянутся, образуется связанная система, т. е. связь.)
При этом выделится энергия связи. Такая система энергетически более выгодна, чем отдельный атом водорода и протон, т. е. она будет возникать самопроизвольно.
Итак, в чём причина возникновения химических связей? (Они энергетически выгодны.)
Зачем?
Какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны? (Устойчивые.)
Какие электронные структуры устойчивы? (С завершённым внешним электронным слоем: октет п$2пр6 или дублет 1$2.)
Таким образом, на вопрос, зачем возникают химические связи, мы тоже ответили.
А зачем вы вступаете в связи? Зачем дружите, любите, разговариваете по телефону и т. д.? (Школьники высказывают своё мнение. Возможны ответы: для получения нужной информации, для удовлетворения своих потребностей и т. д.)
Теперь нам предстоит ответить на вопрос, как возникают химические связи. Ведь в зависимости от способа образования устойчивых структур могут быть разные виды связей.
Как?
Какие виды химической связи различают в зависимости от путей завершения наружного электронного слоя? (Два вида: ионную и ковалентную.)
Дайте краткую характеристику каждого вида по плану (вопросы заранее записаны на доске).
Кто впервые предложил теорию данного вида связи?
В чём особенности образования данного вида связи?
В каких веществах существует данный вид связи?
Приведите примеры.
Учащиеся составляют таблицу или схему-конспект. Во время их работы над таблицей задаю следующие вопросы, на которые они отвечают устно.
Что такое сигма- и пи-связи?
Какую связь называют одинарной? двойной? тройной?
Что такое полярная и неполярная связь?
От чего зависит полярность связи?
Что называют энергией связи? Что она характеризует?
Что такое электроотрицательность? ? Что вы знаете о правиле Полинга?
В чём суть донорно-акцепторного механизма образования связи?
Какие ещё виды химической связи вам известны? (Водородная, металлическая.)
Как возникает металлическая связь? В чём её сходство и различие с ионной и ковалентной связями?
В чём особенность водородной связи? Где и как возникают водородные связи?
Завершающая часть:
Заканчиваю урок чтением отрывка из «Маленького принца», где описана сцена прощания Маленького принца с Лисом и звучат давно ставшие афоризмом слова:
«- Люди забыли эту истину, – сказал Лис, – но ты не забывай: ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».
Затем зачитываю стихотворные строки:
Обычная история, Она как мир стара. С эпохи Эпикура О связях говорят.
Крючочки или палочки, Закрученные в рог, Чтоб атом возле атома Удерживаться мог. Просты определения, Но современный век Трактует всё по-новому. Взрослеет человек! А ты запомни главное И твёрдо это знай: Любые связи — сила, О том не забывай!

Объясняем учащимся их домашнюю работу, которая помимо изучения параграфа учебника включает задания
Домашнее задание:
Первого уровня:
Параграф 11
Второго уровня:
Дать как можно больше определений
понятия «связь».
Написать мини-сочинение на тему «Связи, которые меня окружают».
Составить вопросы, позволяющие определить уровень знаний по данной теме.
Химическая связь – скачать бесплатно урок химии в 11 классе

Эта запись была опубликована в рубрике Химия и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.