Урок химии на тему Углерод в 9 классе

Урок-сказка по теме “УГЛЕРОД”
Химия (9 класс)
Учебник: Химия С.Т.Сатбалдина
Страницы: стр.321-326
Наглядно-демонстрационные материалы:
Для проведения урока необходимы модели кристаллических решеток алмаза и графита, слайды “Кристаллические решетки”, алмазный нож для резки стекла, к/ф “Углерод”, приборы для восстановления оксида меди(П) углем и для получения газов, пробирки; мрамор, соляная кислота, оксид меди(П), уголь, известковая вода, лакмус.
А скачать разработки уроков много сайтов предлагает, и в том числе уроки в школе скачать можно на нашем сайте.
Вводная часть:
“Урок провожу с целью ознакомления учащихся с характерными свойствами неметаллов главной подгруппы IV группы, углубления их представлений о структуре вещества, о кристаллических решетках и сущности аллотропии, формирования нового понятия — “адсорбция”. На этом уроке учащиеся знакомятся с химическими свойствами углерода и его соединений, с особенностями свойств угольной кислоты.
План изучения темы
Указать особенности положения всех элементов из подгруппы углерода в таблице Менделеева, особенности строения их атомов.
Углерод: о химических свойствах, про аллотропию и адсорбцию
Об оксиде углерода(П): О применении, а также физико-химических свойствах
Об оксиде углерода(IV): О применении, а также физико-химических свойствах
Об Угольной кислоте: О применении, а также физико-химических свойствах
Сначала разбираем всю подгруппу углерода. Учащиеся рассказывают о строение, положение в таблице, свойствах. Далее идет разговор о химических связях углерода, а также кремния Выясняем определение понятия “аллотропия”, приводим примеры аллотропных веществ. На основе моделей кристаллических решеток и слайдов презентации, выясняем различия структур графита и алмаза, отвечаем на вопрос, почему они называются “родными братьями”.
Далее начинается «Сказка»
В сказочном царстве, химическом государстве жил-был граф Углерод. Он был очень важной персоной, так как находился в родстве со всеми живыми организмами. Граф был мягким и добродушным, но, когда случалось вступать с кем-то в спор, когда на него оказывали давление и доводили его “до белого каления”, Угдерод становился совсем другим, непохожим ‘на самого себя: очень твердым (демонстрируем нож для резки стекла), бесцветным, прозрачным. В такой момент он был необычайно хорош и привлекал внимание всех красавиц сказочного государства.
Углерод очень любил принимать гостей, проявляя при этом свои окислительные способности.
С водородом он образовывал углеводороды:
(пишем реакции)
а с друзьями-металлами — карбиды: (пишем реакции)
Благодаря восстановительным свойствам было у Углерода два сына: Угарный газ (Уга-рик) и Углекислый газ (Углекислик):
(неполное сгорание),
оксид углерода(П), угарный газ
оксид углерода(1V), углекислый газ
С° + 2 Си+20’2 = С+40 + 2 Си0.
(Демонстрация реакции восстановления оксида меди( II) углем.)
Дети росли, а отец радовался, глядя на них. Угарный газ был бесцветным, без запаха, немного легче воздуха, плохо растворим в воде, с очень низкой температурой кипения (-191,5 °С). Он, как и папа, был восстановителем — восстанавливал металлы из их оксидов:
С+20 + Си+20 = Си0 + С+4О2.
восстановитель окислитель
В кислороде он горел голубоватым пламенем:
2 с+2о + о°2 = 2 с+4о + Q.
Угарный газ имел свойство, которое расстраивало его отца: Угарчик сильно соединялся с кровяным гемоглобином. И кровь уже никак не могла присоединить свой любимый кислород.
Углекислый газ был, как и брат, бесцветен, но в 1,5 раза тяжелее воздуха. У него было очень много друзей, с которыми он образовывал соли, — основания и основные оксиды:
СО2 + 2 NаОН = Nа2СО3 + Н2О,
карбонат натрия
С02 + NаОН = Na НСОз,
избыток гидрокарбонат натрия
СО2 + СаО = СаСО3.
карбонат кальция
Только Известковая вода не любила Углекислика. Завидев его, она начинала нервничать, и по ее помутнению все сразу узнавали о появлении Углекислого газа:
СО2 + Са(ОН)2 = СаСО3 + Н2О.
(В этом месте нужна демонстрация получения газа углекислого и реакция его на известковую воду.)
Почему оксид углерода помогает тушить пожары и производить сахар, а также стекло и соду? А гордость углерода в том, что он еще и сухой лед образует.
Однажды старый граф Углерод вместе с детьми поехал на бал в соседнее Водное царство. Их приветила милая принцесса Вода. Она была так ослепительна в своем прекрасном голубом одеянии, что Углекислый газ сразу потерял голову и весь вечер танцевал только с принцессой.
Углекислый газ покорил сердце красавицы Воды. Вскоре Вода и Углекислый газ поженились, и у них родился ребенок:
СО2 + Н2О = Н2СО3.
(Пропускаем углекислый газ через воду, обнаруживаем кислоту индикатором.)
Дитя было бесцветное и слабое. Но, когда ребенка окропили раствором фиолетового лакмуса, все сразу поняли, что родилась дочь. Ей дали красивое имя — Кислота. От отца она унаследовала фамилию — Угольная. Угольная Кислота была непоседой, баловницей; когда она сердилась, то шипела и пускала пузыри:
Н2СО3 = Н2О + СО2Т.
Угольная Кислота, хотя и была очень слабой, все же обладала всеми свойствами кислот.
Металлы выделяли из нее водород:
Н2С03 + Мg = МgС03 + Н2, а с основаниями и основными оксидами она образовывала соли:
Н2СО3 + 2 NаОН = Nа2СО3 + 2 Н2О, карбонат натрия
Н2СО3 + N aОН = NаНСОз + Н2О,
избыток гидрокарбо-
нат натрия
Н2С03 + СаО = СаСО3 + Н2О. карбонат кальция
На следующем этапе урока учащиеся проводят лабораторные опыты: получают углекислый газ, обнаруживают его с помощью известковой воды, наблюдают превращение карбоната кальция в гидрокарбонат, затем проводят качественную реакцию на карбонат-ион.
Демонстрируем схему “Углерод и его соединения”. .
Углерод и его соединения
Графит – мягкий, непрозрачный, серый, электропроводный1300-1600°с 450-800Па
Алмаз – твердый, прозрачный, бесцветный, неэлектропроводный
Завершающая часть:
Учащиеся “озвучивают” схему, зарисовывают ее в тетради. Затем повторяют изученный материал по плану урока, используя учебник.
На мой взгляд, урок развивает у учащихся умения сравнивать вещества и их свойства, выделять и записывать главноt по ходу
изложения материала учителем. Использование лабораторных опытов и наглядной схемы способствует более успешному усвоению темы. .
Домашнее задание:
Первого уровня:
Параграф 63,64
Второго уровня:
Задание №5,8,9 стр. 325
Урок химии на тему Углерод в 9 классе скачать бесплатно

Эта запись была опубликована в рубрике Химия и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.