Тепловые явления – урок физики в 8 классе

урок физики в 8 классеПеред вами урок физики в 8 классе на тему Тепловые явления. Цель урока:
Дать понятие теплового движения молекулы. Ввести понятие температуры. Познакомить учащихся с основными характеристиками тепловых процессов, с тепловым движением как особом виде движения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение
Вопросы учащимся по пройденной теме

Учащимся нравятся современные достижения науки и техники, и поэтому мы рекомендуем проводить уроки цифровых технологий и они впоследствии перейдут на использование презентаций, которые мы вам предлагаем.
Вот и сам урок физики
III. Изучение нового материала
1. В окружающем мире происходят различные физические явления, которые связаны с нагреванием и охлаждением тел.
Проводится демонстрация; химическая пробирка, закрытая пробкой с индикатором давления, стакан с теплой водой. Пробирка опускается в стакан с теплой водой, давление на индикаторе повышается.
2. Опыт показывает, что в основном все твердые тела и жидкости расширяются при повышении температуры. Таким образом, явление теплового расширения тел тоже может быть использовано для измерения температуры.
В повседневной деятельности мы часто встречаемся с понятиями «холодно», «горячо». Однако ощущение тепла и холода является субъективным фактором. В субъективности теплового ощущения учащиеся могут убедиться на следующих опытах:
а) на столе устанавливают три сосуда с водой: один с горячей водой, второй – с холодной и третий – с теплой. Предлагают одному желающему ученику поместить левую руку в сосуд с горячей водой, а правую – в сосуд с холодной. Через некоторое время предлагают ученику обе руки опустить в сосуд с теплой водой. Ученик сообщает, что теперь правая рука чувствует тепло, а левая – холод, хотя обе руки находятся в одной и той же воде;
б) предлагается учащимся левой рукой дотронуться до деревянного предмета (например, стол, стул), а правой – до металлического. Хотя предметы находятся в классе при одной той же температуре, левая рука ощущает тепло, правая – холод.
Отсюда вывод: с помощью ощущений судить о температуре невозможно.
Первый прибор для объективной оценки температуры был изобретен Галилеем в 1592 г. Термоскоп Галилея был очень чувствителен к изменению температуры. Газовые термометры используются в науке в качестве образцового прибора, по которому градуируются все остальные термометры.
Самое широкое применение на практике приобрели жидкостные термометры, в которых для регистрации температуры используется тепловое расширение жидкости. Чаше всего для этих целей используют ртуть или подкрашенный спирт.
Демонстрируются два термометра, обращаю внимание на устройство медицинского термометра, и на диапазон температур. Формулирую правила, обеспечивающие сохранность термометра и правильность измерений.
1.Определить, в каких диапазонах температур можно производить измерения с помощью данного термометра.
2.Определить цену деления шкалы и определить, с какой точностью можно измерить температуру с помощью данного термометра.
Совершенствованием термометров занимались много ученых. Каждый из них создавал свою шкалу. Некоторые из этих шкал широко распространялись, другие, наоборот, быстро забылись.
3. Диффузия при более высокой температуре происходит быстрее. Для доказательства этого факта можно продемонстрировать опыт: опустить два кристаллика медного купороса в стакан с холодной и горячей водой. Во втором стакане скорость диффузии будет выше. Это означает, что скорость движения молекул и температура связаны между собой. Наблюдение за явлением диффузии позволило установить: скорость движения частиц вещества зависит от температуры.
Теплая вода состоит из таких же молекул, как и холодная, разница между ними лишь в скорости движения молекул. Каждая молекула движется по очень сложной траектории.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоят тела, называют тепловым движением. В тепловом движении участвуют все молекулы тела.
Вывод: температура – это физическая характеристика состояния вещества, определяемая средней кинетической энергией хаотичного движения частиц вещества. С ростом температуры растет их средняя кинетическая энергия.
Важнейшим понятием тепловых явлений является тепловое движение.
Беспорядочное движение частиц, из которых состоит тело, называется тепловым движением.
Тепловое движение отличается от механического тем, что в нем участвуют очень много частиц и каждая движется беспорядочно.
Тепловое движение никогда не прекращается. Оно может лишь менять интенсивность. Траектория одной молекулы – ломаная линия. Чем больше частиц в веществе, тем более замысловатую форму имеет траектория отдельной частицы. ‘Элементарный фрагмент такой ломаной – длина свободного пробега от соударения до соударения одной частицы с другой.
IV. Закрепление изученного
*Как меняется давление газа при изменении его температуры (при постоянном объеме)?
*Как меняются размеры твердых тел и жидкостей при изменении их температуры?
*Что мы понимаем под температурой вещества?
*Сформулируйте правила измерения температуры воды, воздуха.
*Какие температурные шкалы вам известны?
*Каие точки приняты в качестве основных на шкале Цельсия?
Домашнее задание
1. §28 учебника: вопросы и задания к параграфу.
2. Сборник задач В. И. Лукашика, Е. В. Ивановой, № 915, 916.
3. Экспериментальное задание (для желающих). В стакан с холодной водой осторожно долить горячей воды. Измерить температуру воды у дна стакана, в середине и у поверхности. Какой можно сделать вывод? Как правильно измерять температуру жидкости?
Скачать урок физики в 8 классе на тему Тепловые явления

Эта запись была опубликована в рубрике Физика и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.