Новая экономическая политика – НЭП

новая экономическая политикаУрок истории в 11 классе. Общие цели: дать представление учащимся о сущности перехода к новой экономической политике.
Вспомогательные цели: назвать причины недовольства большей части населения политикой большевиков после завершения основных событий Гражданской войны; с опорой н текст материала § 14 охарактеризовать противоречия нэпа.
Дополнительные цели: сравнить нэп с политикой «военного коммунизма»; составить сравнительную таблицу мероприятий нэпа и «военного коммунизма»; установить причинно-следственные связи между методами, которыми обеспечивалось единство партии большевиков и установление ее монополии на власть в годы нэпа.
Основные понятия и термины: экономическая политика, акционерные общества со смешанным капиталом, хозрасчет, нэпманы, кулаки, партаппарат, индустриализация.

Важнейшие даты и события: март 1921 г. – Кронштадтский мятеж; март 1921 г. – X съезд РКП (б).
Исторические персонажи:
Григорий Евсеевич Зиновьев (Радомысльский); Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили); Николай Иванович Бухарин; Патриарх Тихон.
I. Изучение нового материала.
План
1. Советская Россия после Гражданской войны.
2. Новая экономическая политика.
3. Первые итоги новой экономической политики.
4. Нэп и разногласия в руководстве партии большевиков.
Основная часть:
1. Советская Россия после Гражданской войны.
С целью актуализации знаний обучающихся учитель в краткой повторительной беседе спрашивает:
- Как называлась экономическая политика Советского государства в годы Гражданской войны?
- В чем сущность «военного коммунизма»?
- Какие мероприятия в сельском хозяйстве характеризовали «военный коммунизм»?
- Отношения крестьян к политике «военного коммунизма».
Обучающиеся делают выводы:
• События Первой мировой войны, революционные события и Гражданская война вызвали глубокий кризис в экономике (спад производства, развал экономических связей, гибель огромной части населения страны и т. д.).
• Политика «военного коммунизма» возникла как система чрезвычайных мер в сложной ситуации Гражданской войны. Но партия большевиков была склонна рассматривать мероприятия «военного коммунизма» как рывок к новому, социалистическому обществу.
• В российском обществе назревало недовольство сложившейся ситуацией.
Учитель тезисами характеризует положение Советской России в 1920-1921 гг.:
• Следствием военных и революционных потрясений стала экономическая разруха.
• Промышленное производство по сравнению с довоенным уровнем сократилось в 7 раз, сельскохозяйственное производство – в 3 раза.
• В итоге – нищета, голод, толпы обездоленных, бездомных и беспризорных детей.
• Преступность приняла колоссальные масштабы.
• Большевистское руководство пытается решить сложны проблемы страны по пути дальнейшей централизации всей экономики.
• В 1920 г. под председательством Г. М. Кржижановского была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО).
• В феврале 1921 г. ГОЭЛРО был преобразован в Государственную общеплановую комиссию (Госплан).
• Проводимые мероприятия дают очень ограниченный результат. Почему? Реализация намеченных планов обусловливалась использованием методов «военного коммунизма», жесткой централизацией всех ресурсов в руках государства.
• Так как в стране уже не существовало легальной оппозиции, доведенное до отчаяния население стало задумываться о необходимости «третьей революции».
• В 1920-1921 гг. по Советской России прокатилась волна рабочих забастовок и крестьянских восстаний под лозунгом «За Советы без коммунистов».
Работа с раздаточным материалом. Рекомендуется познакомить обучающихся с фрагментами резолюции, принятой восставшими матросами Кронштадта.
Раздаточный материал. Из воззвания Временного революционного комитета матросов, красноармейцев и рабочих Кронштадта «За что мы боремся» от 7 марта 1921 г.:
Здесь, в Кронштадте, положен первый камень третьей революции, сбивающий последние оковы трудовых масс и открывающий новый широкий путь для социалистического творчества».
(Лукьянов, М. Н. Россия. 1917-1941 гг. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, что изучает историю Отечества. – Пермь: ЛГУ, 1993. – С. 168-169.)
- Кто участвовал в Кронштадтском восстании?
- Чем были недовольны восставшие против Советской власти в Кронштадте?
- Какие требования выдвинули восставшие Кронштадта?
Учитель говорит о том, что на подавление крестьянского восстания были брошены военные силы Красной армии во главе с лучшими полководцами. Восстание матросов, красноармейцев! и рабочих «большевистской твердыни» Кронштадта подавлено крайне жестоко.
Но преодолеть кризис только репрессивными мерами, без устранения его причин было практически невозможно. Необходимость перемены политического курса становится очевидной.
Учитель подчеркивает, что события 1918-1920-х гг. заставили большевиков на некоторое время отложить идею мировой революции и заняться экономическими проблемами, чтобы сохранить завоевания прошлых лет. Одновременно с крайне жестоким подавлением Кронштадского восстания проходил X съезд РКП (б), на котором был про возглашен переход к новой экономической политике.
Для более эффективного понимания и усвоения учебного материала обучающимся рекомендуется начать заполнение таблицы «Мероприятия новой экономической политики».
Мероприятия В сельском хозяйстве В промышленности Товаро-денежные отношения «Кризисы НЭПа» и их главная причина
В сфере управления
В сфере промышленности
В социальной сфере
Обучающиеся комментируют понятие «новая экономическая политика» – система экономических мер, призванная стимулировать рост сельского хозяйства и промышленности путем развития рыночных отношений.
На X съезде партии В. И. Ленин заявил: «Вопрос о замене разверстки налогом является прежде всего … вопросом политическим…, суть этого вопроса состоит в отношении рабочего класса и крестьянства». На X съезде среди экономических были рассмотрены вопросы о налоге, о свободе торговли, о кооперации, об укреплении финансовой системы. Решение данных вопросов затрагивало интересы прежде всего мелкого производителя.
Заполнение схемы «Мероприятия новой экономической политики», основываясь на материал §14 (с.137-139)
Для иллюстрации данного вопроса рекомендуется на усмотрение учителя познакомить обучающихся с фрагментом рассказа М. Булгакова «Торговый ренессанс».
Задание:
- Какие новые явления (по сравнению со временем политики «военного коммунизма») отметил М. Булгаков в 1922 г.?
- С каких сфер (производство, транспорт, торговля, финансы) началось движение страны в страну «рынка»?
3. Первые итоги новой экономической политики.
Вниманию обучающихся рекомендуется предложить познакомиться с таблицей «Общественная модель новой экономической политики».
Самостоятельная работа обучающихся с материалом § 14 (с. 140-141) – выписать в тетрадь первые итоги новой экономической политики.
К 1925-1927 гг. по основным показателям производства зерновых и животноводству удалось достичь уровня России 1913 г.:
• пополнен бюджет за счет налогов;
• экономия на управленческих и военных расходах;
• • в 1924-1926 гг. червонец стал одной из самых устойчивых
• валют в мире;
• снята проблема беспризорности детей;
• восстановлены системы образования и здравоохранения;
• началось активное осуществление плана ГОЭЛРО;
• построено много мелких и несколько крупных гидроэлектростанций – Каширская, Шатурская, Волховская;
• приступили к возведению Днепровской ГЭС;
• по производству электроэнергии в 1925 г. удалось превзойти уровень в 1,5 раза;
• к концу 1920-х гг. по развитию промышленного производства были достигнуты показатели довоенной Российской империи.
4. Новая экономическая политика и разногласия в руководстве партии большевиков.
Учитель. Первоначально нэп рассматривался в партии большевиков как вынужденное, временное отступление от принципов социалистической организации общества, продиктованное необходимостью учета настроений крестьянства и использования механизмов рынка для восстановления экономики.
- Чувствовал ли В. И. Ленин поддержку партии проводимой
«новой экономической политики»?
Имея в виду нэп, В. И. Ленин говорил о своих соратниках: «Когда я вам в глаза смотрю, вы все будто бы со мной согласны и говорите “да”, а отвернусь – говорите “нет”».
Вниманию обучающихся предлагается познакомиться со схемой «Кризисы новой экономической политики и их причины».
Причины:
- курс на экономическую автократию;
- некомпетентность основной части управленческого аппарата;
- ограничения крупного и среднего предпринимательства;
- ограниченность инвестиций в промышленность;
- бюрократизм и чиновничья волокита;
- перекачивание средств из села в город.
В 1923-1926 гг. кризисы новой экономической политики поставили вопрос: «отпустить» – то есть дать возможность саморегулированию экономики – или «зажать»: нэп – «к черту», восстановить «военный коммунизм».
Кризисы отчетливо выявили две тенденции в развитии новой экономической политики:
1. Меры, стимулирующие нэп:
- свободный рынок;
- хозрасчет;
- материальная заинтересованность;
- конкуренция.
2. Меры, тормозившие нэп:
- чрезмерные ставки на увеличение прибыли;
- сосуществование двух валют: червонца и совзнака;
- несогласованность политики государственных учреждений.

1926 г. – «ножницы» цен, товарный голод, начало вытеснения частного капитала политикой цен, налогами.
1927 г. – «кулацкая стачка»; начало отторжения нэпа; в годы первой пятилетки – отход от него и вступление на командно-административный путь.
Учитель ставит перед обучающимися ряд вопросов: что так настойчиво препятствовало рыночному развитию страны в начале 1920-х гг.? В какой сфере жизни советского общества лежали основные препятствия рыночного развития?
Работа со схемой.
Противоречия новой экономической политики
Политическая монополия партии большевиков Плюрализм форм собственности и хозяйственных укладов
Курс на строительство социализма в одной стране Необходимость активизации внешнеэкономической деятельности, усиления контактов с внешним миром
Проведение индустриализации, создание мощного военно-промышленного комплекса Отсутствие инвестиций в промышленность из отечественных и зарубежных источников
Курс на построение общества социального равенства и социальной справедливости Усиление социального расслоения, Формирование «новой буржуазии» (нэпманов) и новой аристократии (партийно-советской номенклатуры)
Задание обучающимся: объясните, могли ли быть преодолены противоречия новой экономической политики?
Комментарий учителя. Страна жила в условиях слабой, но рыночной экономики, а партийный аппарат – по условиям «военного коммунизма», с пайками и распределителями, обеспечиваясь не в магазинах, а через Управление делами при ЦК ВКП (б), не зная денег и проблем покупки и продажи.
Возникли диспропорции темпов роста:
- между городом и деревней;
- мелкими и крупными предприятиями;
- частным и государственным секторами экономики.
Личное потребление крестьян росло быстрее, чем рабочих, а рост зарплаты рабочих стремительно опережал темпы роста производительности труда.
Обучающимся предлагается заполнить схему:
Факторы краха новой экономической политики

Объективные Субъективные
В Советской России – элементы рыночной экономики. Но государство было тоталитарным, отсутствовал парламентаризм, многопартийность и другие демократические начала.
Политика – власть одной силы. Экономика – многоукладность Партия большевиков чувствовала себя в двойном окружении:
- внешнем (капиталистическая
«осада»);
- внутреннем (рыночный мир)
Выполнить задание:
- Какой из вариантов экономики стал реализовываться в России: политика подчиняет себе экономику (вариант 1), или экономика подчиняет себе политику (вариант 2)?
Нэп и разногласия в рукой,, партии
большевиков.
Задача обучающимся: охарактеризовать в правящей партии в период нэпа.
Примерный вариант ответа:
- Запрет фракций в РКП (б).
- Учреждение поста Генерального секретаря РКП (б).
- Усиление контроля партаппарата.
- Ограничение внутрипартийной демократии.
- Усиление борьбы в партийном руководстве во время болезни В. И. Ленина.
- Разгром сторонников «мягкого» внутрипартийного режима.
- Превращение ОГПУ в инструмент партийной власти и
внутрипартийной борьбы.
Учитель обязательно говорит и о том, какими методами обеспечивалось единство партии большевиков и ее монополия на власть в годы НЭПа:
• 1921-1923 гг. – прошли громкие судебные процессы над лидерами меньшевиков и эсеров, обвиненных в заговорах против Советской власти и пособничестве интервентам.
• Репрессиям подвергались представители интеллигенции, которые открыто высказывали суждения о проводимой политике большевиков.
• В 1922 г. из России были высланы известные богословы, философы, историки, юристы, социологи, экономисты – более 150 представителей отечественной гуманитарной элиты.
• Жестокому разгрому подверглась и Русская православная церковь, так как в ней лидеры большевиков видели потенциально враждебную силу.
В 1922 г. принято решение о конфискации церковных ценностей. Это вызвало массовые протесты священнослужителей и верующих. Начались судебные процессы. Церковных иерархов обвинили в контрреволюционной деятельности, многих приговорили к смертной казни или тюремному заключению.
В эти годы был арестован и патриарх Тихон – глава Русской православной церкви.
Но предпринятые меры не смогли обеспечить единства мнений в самой партии большевиков по поводу новой экономической политики.
Разногласия в руководстве партии большевиков – сообщение учителя.
Задание обучающимся: слушая учителя, заполнить графы таблицы «Разногласия и борьба в руководстве большевистской партии».
Вопросы для беседы:
- Назовите факторы, которые способствовали отказу от нэпа.
- Объясните, почему руководство большевиков преследовало, высылало гуманитарную интеллигенцию и старалось склонить к сотрудничеству техническую интеллигенцию?
- Назовите причины отсутствие единства в партийном руководстве большевиков.
- Почему Л. Д. Троцкий был для И. В. Сталина очень серьезным конкурентом в партии?
- Почему Л. Д. Троцкий и его сторонники оказались слабее И. В. Сталина?
- Назовите основные причины отказа от новой экономической политики.
- Что стало причиной обострения внутриполитической
борьбы в конце 20-х гг.?
Завершающая часть:
Обучающиеся с помощью учителя обобщают полученные задания:
- Новая экономическая политика была направлена на вовлечение крестьянства в восстановление страны после разрухи.
- В послевоенный период она показала свою эффективность, но проявились внутренние социально-экономические проблемы.
- Нэп переживал циклические кризисы, это привело к свертыванию рыночных отношений и усилению централизации экономики и управления страны.
- Советская власть оказалась перед выбором: либо «углубление нэпа», либо «полная и окончательная победа социалистических отношений».
Называются социально-экономические итоги нэпа:
• быстрое восстановление сельского хозяйства, промышленности, транспорта;
• возрождение торговли;
• рост численности городского населения;
• повышение производительности труда рабочих;
• повышение уровня жизни;
• ускоренная социальная дифференциация в городе;
• появление «новой буржуазии»;
• ускорение расслоения крестьянства;
• нарастание экономической нестабильности;
• регулярные экономические кризисы;
рост безработицы.
НЭП – скачать урок истории в 11 классе

Эта запись была опубликована в рубрике История и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.