Коллективизация – урок истории в 9 классе

образование колхозов
Ход урока истории в 9 классе:
Опрос.
1. Хлебозаготовительный кризис.
2. Схема на доске: «Пути выхода из кризиса» с защитой проекта.
3. Почему Сталин одержал победу? (План на доске.)
4. Объясните и раскройте необходимость, цели, средства, источники накопления, планы и итоги индустриализации (6 человек).
Проблемное задание: Длительное время в советской историографии существовала точка зрения о правомерности форсирования сплошной коллективизации в 30-е гг. Попробуем опровергнуть этот миф.

Формулируются цели урока.
2. В.И. Ленин и А.В. Чаянов о кооперации.
а) Кооперация – от лат. слова “cooperatio” – сотрудничество,
коллективное объединение.
б) Формы кооперации:
1) потребительская – для снабжения населения потребительскими товарами, сбор товаров, реализация товаров;
2) производственная – для совместной обработки земли, машин, машинно-технического снабжения, оборудования;
3) кредитная – это форма не чисто сельскохозяйственная или промышленная; это объединение людей, у которых есть средства, они их объединяют и под проценты отдают.
в) В.И. Ленин о кооперации.
Задание. Анализ работы Ленина «О кооперации» по вопросам:
– Почему необходима кооперация?
– Почему она возможна?
– Какое значение имеет?
– Методы проведения.
– Время.
– Можно организовывать только в сельском хозяйстве?
– Что означает полное кооперирование?
Ленин взял эти идеи для своей работы из трудов известного ученого А.В. Чаянова.
По сути дела, Чаянов уже тогда заложил основы семейного бригадного подряда, хозрасчетных отношений в сельском хозяйстве.
7. А.В. Чаянов разделил крестьянство на 6 категорий – исключил из кооперации только «кулака-мироеда»; остальные были заинтересованы в кооперации.
8. А.В. Чаянов не был против крупных хозяйств, он был против только одного вида – колхозов.
Таким образом, по системе Чаянова забота о земле, заинтересованность в труде – единственный способ преобразования сельского хозяйства.
3. Кооперация накануне 1928 г.
– О чем говорят эти данные?
К октябрю 1929 г. создано 165 тыс. различных сельскохозяйственных товариществ, из них 55 % охвачено кооперацией.
В результате к концу 1925 г. валовый сбор зерна превысил уровень 1913 г. на 11,6 %, льна – на 12,6 %.
В конце 20-х гг. взгляд на кооперацию изменился.
4. Причины забвения этих планов и переход к политике
коллективизации.
а) Уровень развития сельского хозяйства.
В 1925 -1929 гг. производство зерна превысило 1913 г. С техническими культурами дело обстояло хорошо. Развивалось животноводство – прирост 5 % в год.
Индустриализация требовала средств. Их можно было взять в виде хлеба у крестьян.
б) Чрезвычайные меры.
1927 г. выдался урожайным, но хлебозаготовки проходили хуже, чем прежде. В государственных закромах не было достаточно страховых запасов зерна.
Если к январю 1927 г. – заготовлено 428 млн. пудов зерна, то к январю 1928 г. – меньше 300 млн. пудов.
Таким образом, возникла угроза недостаточного снабжения хлебом городов и армии, т.е. единоличные хозяйства не оправдывали себя.
Против зажиточных крестьян были предприняты чрезвычайные меры. Оправдано ли их применение? В 1925-1926 гг., когда были неурожайные годы, по совету Н.И. Бухарина повысили закупочные цены, снизили цены на товары, легализовали аренду, разрешили наемный труд. С помощью этих экономических мер проблема была решена. – Что случилось в 1927 г.?
в) Результаты чрезвычайных мер.
Так что осенью 1928 г. заготовка хлеба вновь была под угрозой. Выросла спекуляция Хлебом.
Таким образом, к середине 1929 г. в стране сложилось опасное положение.
г) Различные точки зрения на выход из кризиса.
И.В. Сталин
1. Перевод крестьян на путь крупного общественного производства.
2. В самые короткие сроки!
3. Ликвидация кулачества как класса.
I пятилетний план
1. Все формы кооперации должны были охватить 85 % крестьянских хозяйств, из них 18-20 %-колхозных.
2. Подъем производства в индивидуальном крестьянском хозяйстве, т.е. не планировали «бешеные» темпы коллективизации.
Н.И. Бухарин
1. Призвал отказаться от чрезвычайных мер в деревне (срочно!).
2. Повысить цены на хлеб, т.е. повысить материальную заинтересованность.
3. Сохранить курс на подъем сельского хозяйства и развитие торгово-кредитной кооперации на земле.
5. Этапы проведения коллективизации. / этап (1928-1930 гг.)
Весна 1928 г. — курс на коллективизацию в сталинском варианте. Для чего:
1. В село направлена материальная помощь (техника, льготное нало
гообложение, усилилась пропаганда колхозов).
2. Многие партработники ретиво выполняли указания:
если в июне 1928 г. было создано 14 800 колхозов,
то в июне 1929 г. – 57 000 колхозов,
а к ноябрю 1929 г. – 70 тыс. колхозов, преимущественно небогатых. Это были, в основном, бедняцкие хозяйства.
Задание. Анализируя документ, докажите правомерность бедняцкого состава колхозов.
«Я, гражданин д. Ивановки…, Ермолаев Сергей Иванович, обращаюсь к вам с моей великой нуждой. Мне от роду 28 лет… и мое хозяйство все стоит 200 рублей, т.е. домишко и одна старая корова, и больше ничего, а семье 5 человек… Хлеба не хватает и на полгода, а чтоб о годе – это и думать нечего. И теперь, по моему мнению, нужно бы приобрести лошадь, но средств на нее все время нету, и поэтому я в своей жизни лишь только страдаю, а детей хотелось бы учить, но никак не возможно. Кроме того, нет никакой возможности для культуры и просвещения, и я думаю: для чего жить на свете, когда одна нужда? Главная просьба в помощи: нельзя ли где поместиться в коллективе со своей бедной семьей или занять деньги на покупку лошади, где и как? Прошу не заставить страдать дальше в такой нужде и негодной бедности». (Хрестоматия, с. 74-75).
Сталин поспешно обобщил эти факты и объявил о начале коренного перелома в колхозном движении. 7 ноября 1929 г. вышла статья «Год великого перелома». Он был в восторге и объявил, что в колхозы массово объединяется середняк, на самом деле – 6-7 %.
3. Однако не все разделяли такие радужные настроения. Из письма рабочего – двадцатитысячника: «Еще К. Маркс, покойный наш дорогой учитель,
писал, что крестьянин – это мешок с картошкой. Мы вас в мешок собрали. Те
перь только осталось потуже завязать». «Коллективизация у нас растет. Но
беда в том, что нечем кормить лошадей и коров».
«Тов. Кириллов убит 12 марта 1930 г. бандитами. Дорогие товарищи, я буду просить, если возможно, вышлите мне из Москвы карманное оружие, потому что у нас сейчас идет решительная борьба. И есть такие, которые угрожают убийством».
«Помощи не видел никакой… И до сих пор не видел ни одного агронома на пролетарском поле… Помощи ждать неоткуда, кроме как из газет. При таких обстоятельствах слишком трудно работать по вовлечению в колхоз».
4. Ноябрь 1929 г. Пленум ЦК поставил задачу проведения сталинской
коллективизации в целых областях.
Обсуждались:
а) формы объединения: артель, коммуна, Тоз;
б) темпы:
районы и время: зерновые районы- 2-3 года, к 1931-32 гг.; районы, потребляющие зерно – 3-4 г., к 1934 г.; остальные районы – II пятилетка.
5. Январь 1930 г. Постановление ЦК ВКП (б) «О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству».
Задание. Сравните с решением Пленума ЦК от ноября 1929 г. а) формы —» извлечены установки о порядке обобществления крупного скота и инвентаря. Основная форма – колхоз —» затем коммуна.
б) темпы: зерновые районы – к осени 1930 или к весне 1931 г., в потребляющих районах – к осени 1931 г.
Начинается безумная гонка коллективизации.
Задание. Проанализируй приведенные данные 1.30 111.30 IV.30 VI.31 VI.32 1.33 VI.35 VI.36 VI.37 22% 56% 24% 55% 62% 63% 83% 91% 93%
6. Перегибы. Нарушались принципы:
а) добровольности, в колхозы загоняли силой и страхом;
б) развернулось соревнование за быстрейшее завершение сплошной
коллективизации;
в) из объединенных хозяйств создавали коммуны, которые составили до
45 % коллективных хозяйств. Здесь все было общее, обобществлялась даже
мелкая домашняя птица.
7. Крестьянский ответ.
а) На Северном Кавказе полк ГПУ был окружен и полностью уничтожен восставшими казаками.
б) 1929 г. – 1,3 тыс. массовых выступлений крестьян; свыше 3 тыс. террористических актов за первые три месяца 1930 г.
в) Только в Московской области более 500 антиколхозных выступлений.
г) К 1929 г. вновь заполыхала вся Средняя Азия.
д) Крестьянство ответило забоем скота. Поголовье крупного рогатого
скота за 1929-1932 гг. сократилось на 1/3.
е) 90 тысяч писем – жалоб Сталину и Калинину.
8. 2 марта 1930 г. в газете «Правда» напечатана статья И.В. Сталина
«Головокружение от успехов», в которой он
а) заявил о некоторых перегибах в вопросе добровольности и возложил
ответственность за просчеты на местное руководство, у которого «от успехов
закружилась голова»;
б) осудил декретирование, указал на то, что некоторые члены ЦК
ошиблись; в одном Краснодарском крае из партии исключили 26 тыс. членов.
1930 г. – из 50 % – 21,4 % осталось в колхозах, т.е. остались те, кто был уверен в колхозах.
Задание. Сравните 21,4 %, оставшихся в колхозах, с цифрами, запланированными в решениях I пятилетки. – Стоило ли так усердствовать?
II этап (1930-1934 гг.)
На II этапе – интенсивная борьба с кулачеством как с классом.
Лето 1929 г. – постановление о запрете вступления кулаков в колхоз.
Декабрь 1929 г. – при Политбюро ЦК созданы комиссия по коллективизации, а также особая подкомиссия о кулаке. Но Сталин не стал дожидаться ее рекомендаций. В конце декабря 1929 г. в речи на конференции аграрников -марксистов он выдвинул лозунг ликвидации кулачества как класса и заявил, что при проведении сплошной коллективизации раскулачивание должно стать составной частью образования колхозов.
Страшный голод охватил обширные районы страны, особенно Южную Украину, Среднее Поволжье, Северный Кавказ и Казахстан. По своим масштабам голод 1930-1931 гг. превосходил голод 1921-1923 гг. – Почему эта трагедия произошла?
Задание. Ответьте на этот вопрос, проанализировав данные.
собрали экспорт
1930 г. 83,5% 48,4%
1931г. 59,5% 51,8%
У крестьян падает интерес к сельскохозяйственному производству, они бегут в город. Поэтому власть вводит «прописку», отбирает паспорта.
1932 г. – на полях «женщины-парикмахеры», стригущие колоски ножницами.
Появились «несуны»; в ответ – закон о «5 колосках». 7 августа 1932 г. вышел «Закон об охране социалистической собственности» с высшей мерой наказания, 10 лет; амнистии запрещались.
К началу 1933 г. – по этому закону 54 645 осужденных, из них 2110 приговорены к расстрелу.
Сколько погибло в целом? Зарубежные историки предполагают – от 3 до 10 млн. человек.
IIIэтап (1934-1937гг.)
К июлю 1934 г. сталинская индустриализация подошла к концу. Теперь задача – борьба с единоличником. Через налоговый гнет, с/х налог —► наступление. К 1937 г. – 93 % крестьянских хозяйств в колхозах.
Завершающая часть:
Итоги коллективизации.
Сельскому хозяйству нанесен огромный ущерб.
Резко сократилось поголовье скота: 1928 г. – 60,1 млн.; 1933 г. – 33,5 млн. голов. Ухудшилось снабжение городов.
1932-1933 гг. в стране наступил страшный голод.
Среднегодовое производство зерна во второй половине 30-х гг. было меньше, чем в 1913 г.
Складывалась командно-административная система.
Таким образом, коллективизация серьезно подорвала производительные силы сельского хозяйства. По некоторым показателям уровня 1928 г. удалось достичь только в середине 50-х годов.
7. Заключение. Проверка задания.
Проблемный вопрос. По мнению ученых-историков О.В. Волобуева и СВ. Кулешова, наиболее распространены 4 оценки «великого перелома»:
1. Путь был определен в своей основе верно, хотя осуществлялся с ошибками.
2. Пройденный путь сопровождался многими бедствиями, но избежать его было невозможно (концепция «исторической ловушки»).
3. НЭПовский вариант был предпочтительнее.
4. На рубеже 20-30 гг. никому не удалось найти никакой удовлетворительной альтернативы.
– Какая из точек зрения представляется наиболее верной?
Может быть, предложите что-то свое?
Коллективизация – скачать урок истории в 9 классе

Эта запись была опубликована в рубрике История и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

Комментирование закрыто.