Действие жидкости и газа на погруженное тело – физика 7 класс

выталкивающая силаДемонстрационный материал:
учащиеся поделены 4 группы, на столе каждой группы:
- рычаг, укрепленный на штативе;
- два стакана с водой;
- тела одного объема, но разные по массе;
- поваренная соль;
-тела одинаковой массы, но разного объема (алюминиевый цилиндр, и картофелина, предварительно обвязанная ниткой).
Вводная часть:
Цели урока:
Обучающие: изучить действие жидкости и газа на погруженное в них тело, экспериментально исследовать зависимость выталкивающий силы от других физических величин
Развивающие: развить навыки самостоятельной и групповой работы,
Воспитательные: воспитание чувство ответственности перед одноклассниками, уважение мнения других.

Эпиграф к уроку:
Без сомнения, все наше знание начинается с опыта. (Кант Иммануил)
I. Вступительное слово учителя. Мы продолжаем изучение «Давления в жидкостях и газах». Тема нашего урока «Действие жидкости на погруженное тело».(Учащиеся делают запись в тетрадях.)
Сегодня вы не просто учащиеся, а физики-экспериментаторы, исследователи действия жидкости на погруженное тело. Именно этой проблеме посвящён наш урок и наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев (запись на доске):
Наблюдение факты гипотезы эксперимент закон
Всё это звенья процесса научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем.
Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, он уже подвергался изучению, а исследователем действия жидкости на погруженное тело был древнегреческий математик и физик Архимед, родившейся в 287 г. до нашей эры. (см. стр. 101 учебника) Нам предстоит «переоткрыть» его закон. И так в путь ! «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,-советовал нам Аристотель. Прислушаемся к его совету.
Основная часть:
II. Работа с учащимися по теме.
1.Демонстрация Опыт по растяжению пружины динамометра под действием груза, находящегося сначала в воздухе, а затем в воде. В беседе с учащимися выясняется существование выталкивающей силы, её направление.

2.Выдвижение гипотез Учащиеся самостоятельно предлагают факторы, от которых может зависеть выталкивающая сила:
- от объёма погруженного тела;
- от массы погруженного тела;
- от плотности жидкости,
- от глубины погруженного тела… .
(Запись факторов на доске)

3.Экспериментальная работа. Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением». Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все ваши гипотезы.
Учащиеся выполняют задания на карточках по группам.
Задание №1
Проверьте, зависит ли выталкивающая сила от объёма погруженного в жидкость тела.
Оборудование: два тела равной массы, но разного объёма (цилиндр из алюминия и картофелина) подвешены к рычагу и уравновешены. Погрузить тела в воду и наблюдать нарушится ли равновесие рычага. Сделать вывод о зависимости выталкивающий силы от объема тела, причем как зависит?
Делайте соответствующие записи в тетрадь.
Задание №2
Выясните, зависит ли выталкивающая сила от массы погруженного в жидкость тела.
Оборудование: два тела равного объёма, но разной массы подвешены к рычагу и уравновешены. Погрузить тела в воду и наблюдать нарушится ли равновесие рычага. Сделать вывод о зависимости выталкивающий силы от массы тела.
Делайте соответствующие записи в тетрадь.

Задание №3
Определите, зависит ли выталкивающая сила от глубины погружения тела.
Оборудование: два одинаковых тела подвешены к рычагу и уравновешены. Погрузить тела в воду на разную глубину и наблюдать нарушится ли равновесие рычага. Сделать вывод о зависимости выталкивающий силы от глубины погружения.
Делайте соответствующие записи в тетрадь.

Задание №4
Исследуйте, зависит ли выталкивающая сила от плотности жидкости.
Оборудование:
. два одинаковых тела подвешены к рычагу и уравновешены. Погрузить одно тело в чистую воду, а второе тело – в насыщенный раствор поваренной соли и наблюдать нарушится ли равновесие рычага. Сделать вывод о зависимости выталкивающий силы от плотности жидкости.
Делайте соответствующие записи в тетрадь.

После экспериментальной проверки всех гипотез учащиеся формулируют вывод:
Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости, в которую погружено тело, и от объёма этого тела (делают запись в тетради) .

4.Вывод формулы

по рис136 учебника.

p =

p=pgh F=pghS

Fв=Fн-Fв=pgSh2 – pgSh1=pgS(h2-h1)=pgSh=pжgVт

Учащиеся отмечают полное соответствие теоретических выкладок с результатами проведённых экспериментов.
PжgVт=mжg=Pж

Вывод: Сила, выталкивающая погруженное тело в жидкость тело, равна весу жидкости в объёме этого тела.
К газам, как мы знаем, применим закон Паскаля. Поэтому и на тела, находящиеся в газе, действует сила, выталкивающая их из газа. Под действием этой силы воздушные шары поднимаются вверх. Существование силы, выталкивающий тело из газа можно также наблюдать на опыте.
Демонстрация по рис 138.в учебнике ( в опыте для заполнения стакана углекислым газом используют аппарат Киппа).
Завершающая часть:
III.Закрепление
Мы вместе прошли трудный путь от гипотез, догадок, к подлинно научной теории и «переоткрыли» уже известный закон Архимеда. Все цели нашего исследования достигнуты. В организации нашего исследования мы использовали все этапы научного познания, показали себя хорошими, наблюдательными, способными не только подмечать вокруг себя новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
1.Ответы на вопросы Григория Остера из книги « Физика»:
-Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал левой рукой массу в 100 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти рассказы?
-Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
-Где больший вес имеют солидные караси – в родном озере или на чужой сковороде?
Домашнее задание:
Первого уровня:
1 уровень – п. 48 Упр 19(2)
Второго уровня:
2 уровень – п. 48, Упр 19(2)
Задача. С помощью динамометра определеили вес медного бруска сначала в воздухе, а затем в воде. Оказалось, что вес этого бруска в воде (при полном его погружении) на 9,8 Н меньше, чем в воздухе.
Определите:
А) выталкивающую силу, действующую на брусок в воде;
Б) вес вытесненной воды;
В) объем вытесненной воды.
Третьего уровня:
3 уровень
Зад.2 уровня.
Подготовить доклад на тему «Архимедова сила», «Об Архимеде».
Архимедова сила – урок физики в 7 классе скачать бесплатно

Эта запись была опубликована в рубрике Физика и отмечена метками . Добавить в закладки ссылку.

1 в ответ на Действие жидкости и газа на погруженное тело – физика 7 класс:

  1. Пинг: Урок презентация по физике на тему Сила упругости | Уроки в школе